?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Здравствуйте, в эфире программа «Точка зрения», с вами я, Александр Малькевич.

«Девушка, будьте добры машинку»… Классическая фраза для Новгорода – здесь, кажется, на работу, с работы и даже в булочную на такси ездит каждый второй. Тем более удивительно, что местные моторы практически все в разной степени болеют жестоким недугом под названием «новгородский таксизм».
Ну вот, для начала: повешенный на сайте новгородского телевидения опрос показал: первой и главной претензией к извозчикам стало невнятное ценообразование. И то верно: одна и та же контора, а у водителей – от 90 до 130 рублей за один и тот же путь. Нам что теперь, просить прислать машину с водителем, не обремененным кредитами, детьми и любовницей? Так сказать, глубоко вникать в интимные проблемы виртуозов баранки?
Второй симптом новгородского таксизма: диспетчеры. Девушки с наездными голосами – через одну. «Ждите машинку». Понятие «перезвонить» им неведомо. Заказ отдают через левую ногу и тогда, когда заблагорассудится. Научно зафиксированный рекорд ожидания такси моими хорошими знакомыми – 55 минут. Резвый на ногу опозданец за это время весь Новгород может пешком из края в край пройти.
Ну, и более мелкие детали новгородского такси: грязные ржавые ведра, знающие русский язык на уровне «мала-мала-батурай» водители, в просторечии именуемые «горными оленями», отсутствие кассовых аппаратов, вечно ломаные счетчики, и совершенно безумная идея – со стоянки машину взять дороже, чем вызвать. Почему?! Клиент сам подходит, наоборот – дешевле должно быть. Тогда и не стояли бы вечные таксистские гусеницы вдоль тротуаров, а диспетчеры не орали бы в рацию битый час, вызывая джиннов с шашечками. Кстати, о стоянках. То, что любая машина любой конторы взятая со стоянки стоит – по минималке – 150 рублей и ни центом дешевле, называется коротко и ясно: ценовой сговор. То самое явление, с которым успешно, по их словам, борется антимонопольное управление. Однако ж – выйди на остановку, и можешь за руку поздороваться: «Здрасьте, я клиент!» А он вам: «Очень приятно, а я - сговор»…
В общем, можно было бы все объяснить болезнью роста, если бы она не затянулась на долгие годы и не вылилась в истрепанные нервы всех участников перевозок и миллионы потраченных зря рублей. И всю эту разношерстную толпу можно было бы привести в порядок на благо города и горожан. Ну вот, к примеру, в советское время все такси были желтые. В Стамбуле – это и до сих пор так. Гарантированно сядешь не к бомбиле с темным прошлым, а к профессионалу. Далее. Центральная диспетчерская служба раз и навсегда решила бы проблемы с «извините, на Торговой стороне машин нет». Чего проще: создать ассоциацию перевозчиков, единый колл-центр и систему револьверного распределения заказов.
Попросту говоря, все компьютеры сводятся в единую сеть, диспетчеры сидят вместе, и по мере поступления заказа отдают их водителям. На пятьдесят девочек в разных углах города, а двадцать профессионалов в одном помещении с общей базой данных. И пара контролеров, которые бдят, чтобы заказы распределялись честно, а не по своим водилам. Только для этого нужно, чтобы перевозчики перестали грызть друг другу глотки за клиентов, а брали бы качеством услуг и ценовой политикой. И клиент всегда успевает, и таксисты не простаивают. Но, видимо, это невыгодно самим владельцам такси – иной причины не вижу.
Самая сложная проблема – это введение кассовых машин. Люди торопятся, водителям – невыгодно, налоговая инспекция – сна лишится, потому что в Новгороде контор 15, наверное, и тысячи полторы таксомоторов. Да и с ценами надо разобраться. Зонирование, что ли, ввести: первая зона – например, до 4 км – 70 рублей, до 6 км – 90 рублей, до 8 км – 110… и так далее. А то у нас вечное маленькое Домодедово: пользуются таксисты тем, что люди опаздывают, нервничают, что-то тяжелое тащат – и лупят, не стесняясь, три шкуры, тыча корявым пальцем в бумажку с невнятными расчетами. А народ новгородский платит – потому что в нас с молоком матери вошло утверждение: торговаться стыдно, торгуются только жадные, нехорошие люди, сквалыги, а мы же не такие. Если человек просит – значит, он уверен, что заработал… и вот эта псевдоинтеллигентность доводит нас до того, что, испачкав пальто в ржавой пятерке, объяснив водителю, куда ехать, прождав полчаса и опоздав повсюду, куда только можно - мы покорно платим в полтора раза больше, чем полагается. А если ушлый шеф унюхает запах алкоголя – то и в два раза. Не потому, что он поборник трезвого образа жизни, а потому что пьяного обмануть легче.
Что же касается культуры водителей – это разговор отдельный. Засаленные свитера, неповторимое амбре пота, вонючих носков и дешевых сигарет, грязные руки… на этом фоне речь об униформе для всех водителей выглядит как поэма о светлом будущем. Глобально, но практически нереально. Хотя водила в галстуке, рубашке и фуражке вызовет гораздо больше уважения – и к городу, и к живущим в нем людям. Не хочется напоминать, но придется: не мэр ли наш ратует за европейский вид города? Не местный ли парламент радуется всяким там ганзейским дням и прочим, европейским опять же, празднествам? Не у нас ли привозные милиционеры в белых перчаточках во время шествий стоят вдоль улиц? Праздники – скажут мне. Ага. Только даже в эти дни многие таксеры по-прежнему не мыли машины и руки, и не удосужились сменить наряды дальнобойщиков на приличную одежду. А вот цены не забыли заломить вдвое-втрое…
В общем, болезнь новгородского таксизма накрыла частный извоз с головой: как плесневый грибок покрывает старую хлебную корку. А кушать-то хочется… как мне кажется, ни от народа, ни от таксистов борьбы за высокую культуру извоза ждать не приходится. А вот от властей такой инициативы народ ждет как сигнала к кавалерийской атаке.

С вами был Александр Малькевич, и это была моя точка зрения.

P.S: Тема вызвала живой интерес у зрителей. И, естественно, в Интернете.
Во-первых, это – как всегда – дебаты в форуме на novgorod.ru, где бурно и с пеной у рта высказывают мнения





Во-вторых, получил я и развернутое сообщение «В Контакте» от зрителя.

Раз пишут, значит, наша работа (и мои «Точки») – не зря, не впустую.
А то говорят тут некоторые))), что вещаем мы «одно фуфло…», «смотреть нечего…».
Что-то не очень похоже. Да и темы берем самые что ни на есть жизненные. И проблемы новгородские.
И говорить об этом не боимся.

Comments

Profile

amalkevich
Александр Малькевич

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek