?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

13 марта в Москве после тяжелой болезни скончался Виталий Вульф. В мае ему исполнился бы 81 год.
Историк театра и кино, искусствовед, автор и ведущий ТВ-программы «Серебряный шар»…


Удивительно глубокий, интеллигентный человек, рассудительный, мудрый…
Говорю так, потому что мне посчастливилось в своей жизни быть с ним знакомым; он дважды был гостем моих прямых эфиров на ТВ-канале «ВОТ!» – в 2008 и 2009 годах.

«… За каждым «Серебряным шаром» – личность, судьба, причем судьбы – зачастую трагические. Это судьбы ярких людей, ярких личностей, заплативших, кстати, высокую цену (как правило, в своей личной жизни) за успех, славу, известность. А сейчас любого мальчика, любую девочку, которые еще мало что умеют, уже называют звездой. Но это всегда выглядит смешно – потому что через месяц уже никто и не заметит, куда эта «звезда» исчезла…» – это его слова.

Так получилось, что на основе наших бесед, их фрагментов, я сделал материал для петербургской газеты о кино и телевидении.

Виталий Вульф. Грустные мысли о «звездах»:
«Хоть «Серебряным шаром» покати…»


В мае автору и ведущему программы «Мой Серебряный шар» Виталию Вульфу исполнится… 79 лет. Думать о праздниках или размышлять «о прожитом» – некогда: идет работа над новыми выпусками «Шара»; плюс – полтора года назад Виталий Яковлевич стал (без отрыва от ТВ-производства) еще и главным редактором радио «Культура».
Заслуженный деятель искусств России, признанный переводчик, историк театра (доктор исторических наук!); по первому своему образованию кандидат юридических наук Вульф – адвокат. Но оправдывать то, что происходит сейчас с нами и нашей культурой, Виталий Яковлевич не собирается!..
- Наверное, уже без малого 20 лет я занимаюсь этой передачей; в сентябре прошлого года я даже отметил своеобразный творческий юбилей – 200 программ. И за каждым «Серебряным шаром» – личность, судьба, причем судьбы – зачастую трагические. Это судьбы ярких людей, ярких личностей, заплативших, кстати, высокую цену (как правило, в своей личной жизни) за успех, славу, известность. А сейчас любого мальчика, любую девочку, которые еще мало что умеют, уже называют звездой. Но это всегда выглядит смешно – потому что через месяц уже никто и не заметит, куда эта «звезда» исчезла.
- Я с Вами полностью согласен: о каких звездах вообще можно говорить! В «те», советские годы, были артисты, которые на десятилетия остались символами целых поколений…
- Вы абсолютно правы. Давайте возьмем 60-е годы ХХ века: Николай Рыбников, Алла Ларионова, Татьяна Самойлова – вот это звезды! В 40-е и 50-е годы были совсем другие имена – Любовь Орлова, Марина Ладынина, Валентина Серова…
- Крючков еще – как-никак, «Парень из нашего города» и так далее…
- Да, был и Николай Афанасьевич Крючков, но он был известен тогда – и мало кто помнит его сегодня. Очень любопытно проследить, кто остался сегодня из тех, кто когда-то «был наверху». Вот самый известный из фильмов того же Крючкова – «Небесный тихоход» – он ведь был слабеньким фильмом. Сегодня на него смотришь – да, он приятный, легкий, но за ним не стоит высокое искусство. А Любовь Петровна Орлова как была первой звездой этой страны, так и осталась…
- Что же, нам так и мучаться теперь: неужели и спустя сто лет современная массовая культура не подарит нам «новую Орлову»?
- Ну что вы, где вы хотите в XXI веке найти Любовь Орлову? Это вещь нереальная. За Орловой стояла огромная культура; она – человек дворянского происхождения, играла на рояле, пела, танцевала. Лент-то у нее было мало, но какие: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга»… «Весна» – это просто шедевр. Конечно, таких звезд найти уже нельзя. И не только у нас, кстати – на Западе такая же ситуация. Я очень часто бываю во Франции, в Италии, в Англии – нигде нет Звезд в истинном смысле этого слова…
- Виталий Яковлевич, наверняка кто-нибудь из критиков с Вами поспорит насчет «высокого художественного уровня» картин с участием Вашей любимой актрисы…
- Как сказал Пастернак – «глаза Любови Орловой прорезали тьму 37-го года». Она снималась в абсолютно идеологических просталинских фильмах, но она жила в эту эпоху, и люди десятки раз смотрели «Волгу-Волгу», «Цирк», «Светлый путь» – бесконечно. И, кстати, никто не копался в ее личной жизни; все смотрели на экран, где видели красавицу женщину с лучистыми глазами…
- Ну это понятно: у нас тогда было закрытое общество, табуированное… цензура в СМИ и все такое… На Западе же интерес к личной жизни звезд был всегда.
- Вовсе нет! Могу вам привести пример как раз американский: Грета Гарбо умерла в 1990 году, ей было 85 лет. Так вот: при ее жизни не появилось ни одной ее биографии, ни одной статьи о ней – она этого не любила. Она прожила 85 лет, не дав ни одного интервью – а была звездой номер один. Во всем мире.
- Ну что с нее возьмешь: холодная шведка, ни разу не была замужем… Любой журналист-профи из стана «желтой прессы» весьма убедительно скажет Вам, что, дескать, без рассказа о личной жизни художника понять его невозможно – и именно поэтому мы эту личную жизнь будем, мол, раскапывать до безобразия.
– Знаете, когда я сейчас смотрю некоторые программы (не буду называть какие), я наблюдаю две тенденции. Во-первых, постоянное желание все время все драматизировать и показывать в негативном свете. Обязательно. Если алкоголизм – так в обязательном порядке в каждой программе о крупном актере. Но в жизни ведь все было иначе! Вторая тенденция – все время рассказывается о распущенности в личной жизни. Толпа – масса – всегда любит пакости. Любит, потому что тогда вот эти самые «широкие народные массы» оказываются приближенными к тем людям, о которых им ТАК рассказывают. То есть получается, что наши кумиры – такие же, как мы. А то, что у настоящих звезд есть еще и талант – об этом говорить сейчас как-то не принято, что ли…
- Так ведь и сами звезды порой и журналистов допускают к себе в «святая святых», и слухи о себе распускают…
- Паблисити – самая большая беда нашего века. Ради этого люди готовы идти на все. На самом деле – любой ценой засветиться в медиа-мире! Конечно, немного странно, что осуждаю это я – человек публичный, но, сами понимаете, мне это все давно не нужно и не интересно…
- Почему? Неужели – простите – только из-за возраста?..
- Наверное, чтобы избежать головокружения от успехов, нужна иная закваска. Да, не скрою, я – эгоист, даже эгоцентрик, но не стремящийся удовлетворить собственные амбиции за чужой счет. Столько всего было в моей жизни, что я стал очень трезвым, рассудительным. Помните, как у Анны Ахматовой: «Так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен…»? В моей жизни приключилось немало того, о чем можно печалиться, но какой смысл сожалеть о невозвратном. Надо жить, двигаться дальше – невзирая на то, как меняется все вокруг…
- Да, Вам как историку театра, человеку, защитившему докторскую диссертацию, наверное, действительно больно смотреть на то, что происходит сейчас с нашей культурой…
- Понимаете, изменилась жизнь, изменилась культура. На смену высокой культуре пришла массовая, то, что мы называем одним словом – попса. Она очень доступна, ее очень легко усвоить. И все ее очень хорошо усваивают, особенно младшее поколение. Сейчас массовая культура развилась и поглотила элитарную. Это – первая причина. Есть и вторая: процесс коммерциализации – то есть необходимость зарабатывать деньги. Вам нужно удовлетворять зрителя, а зритель разный. И интеллигентных зрителей очень мало, совсем мало. Почему? Потому что интеллигенция вырастает в эпоху массовой культуры. Вы сегодня найдете очень мало людей, которые в 15-16 лет хорошо знают романы Толстого и Достоевского. Разве что успели прочитать кое-что в популярной массовой серии вроде «Толстой для «чайников».
    А отсюда все и начинается. Или, наоборот, заканчивается. Коммерциализация и массовая культура несут за собой отсутствие ценностей – и, как следствие, отсутствие идеалов. Которые, как ни странно, есть в Америке – стране, которую мы так любим критиковать. Особенно преуспел в этом Михаил Задорнов – человек очень умный, обаятельный, способный, но иногда он говорит вещи абсолютно несуразные, ведь его цель – это энтузиазм в зале, но это все не имеет никакого отношения к действительности.
- Ой ли! Восемь лет во главе США стоял человек, как раз идеально олицетворявший этот карикатурный образ очень «среднего американца» – ограниченного, но при этом крайне патриотичного – и с большим апломбом.
- Я два года преподавал в Нью-Йоркском университете – читал на театральном факультете лекции по Чехову, истории русской драматургии, о сталинском театре… Я жил в США, хорошо знаю Америку, американцев. Они действительно горды тем, что живут в этой стране. Хотелось бы, чтобы что-то подобное появилось и у нас. Впрочем, патриотизм нужно уметь не только создавать, но и проводить в жизнь – причем настолько тактично, чтобы он не принял радикальные формы…

Жутко, но скоро и поговорить будет не с кем(((…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Mar. 16th, 2011 10:15 am (UTC)
!
Прекрасная статья! Единственное, что я смотрела по нашему тв - это его Шар... очень жаль, что Виталия Вульфа не стало...
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

amalkevich
Александр Малькевич

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek