?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наступление намечено на 2014 год. «Дивизии» СМИ готовы, как никогда

Меньше месяца назад в Пятигорске прошел Первый Форум СМИ Северного Кавказа. Мероприятие, которое сразу же было названо «медиа-событием года»; полномочный представитель Президента России в СКФО А.Г. Хлопонин поставил форум в один ряд с «Кавказскими играми» и «Машуком».

Мне бы сейчас совершенно не хотелось вспоминать его программу или комментировать выступления и заявления участников. Сейчас это для нас – удобный повод поговорить вообще… о кавказской журналистике.

Но… сначала сделаю несколько «лирических отступлений».

Первое. Северо-Кавказский федеральный округ существует уже без малого четыре года… и за все это время журналисты Кавказа никогда не собирались вместе, практически не общались, были разобщены. Притом, что от столицы одного субъекта Федерации до другого можно доехать за полтора часа на машине; более того – даже тогда, когда Кавказ входил в состав Южного федерального округа, все равно на Юге России не было больших журналистских мероприятий. Нет, что-то отдельное, «свое», проводили газетчики, что-то – радийщики, старались блогеры и представители Интернет-СМИ, но… никто не торопился выйти из своих «квартир».

Кто-то, конечно, спросит: да и зачем? Отвечу: общение с коллегами жизненно необходимо для любого журналиста – и для обмена опытом, и для того, чтобы не быть разобщенными и вместе решать стоящие перед ними задачи. Потому что проблемы у всех схожи.



Есть и «второе». У журналистов во всех регионах, во всех областях, краях, республиках задача, на мой взгляд, одна – информировать своего потребителя. Во-первых, о тех процессах, которые происходят на территории, а во-вторых, тем самым формировать имидж своей малой Родины. Соответственно, перед журналистами Кавказа стоит та же задача – рассказывать, формируя представление о Северном Кавказе, своим читателям, зрителям, слушателям.

Думаете, очевидные вещи говорю? Да вот как бы не так; у кавказских журналистов, безусловно, задача сложнее, чем у коллег из европейской части России. Просто потому, что в медиа-пространстве нашей страны существуют определенные стереотипы. Негативное восприятие Кавказа в так называемых «больших СМИ», «федеральных СМИ» – это реалии сегодняшнего дня.


К сожалению, у большинства кавказских республик нет своего медиа-«лица», как нет и отдельного восприятия Ингушетии или Северной Осетии, Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии в «больших» СМИ – есть общее восприятие Кавказа. И оно – мы сами знаем какое…

Нет, есть еще Чеченская республика и Дагестан, они как бы на отдельном, особом положении; их выделяют – но обычно только для того, чтобы еще сильнее полить грязью.

Мы с этим живем и… даже не боремся.

Вернее, каждый раз, когда собирается представительное собрание (конгресс, конференция, круглый стол), большие начальники и/или ученые мужи, забираясь на трибуну, требуют «обуздать», «наказать», «поставить на место», «запретить» федеральным каналам показывать негатив о Кавказе. Или, что еще лучше, законодательно заставить рассказывать только хорошее.

Конечно, это невозможно. Но решать проблему нужно – и можно.

Как? Например, направить усилия на формирование общей повестки, способной донести позитивные изменения, происходящие на Северном Кавказе, до жителей других регионов России. Еще одна задача – взаимная «увязка» медийного пространства Северного Кавказа, широкое и объективное информирование населения каждого региона округа о жизни соседних субъектов СКФО.

На уже упомянутом мной Первом Форуме СМИ СКФО, выступая на пленарном заседании, Александр Хлопонин сказал, на мой взгляд, потрясающие по своей глубине и значимости слова: «Мы здесь, на Северном Кавказе, как-то привыкли все время обороняться, оправдываться, доказывать, что мы такие же, как все, полноценные граждане Российской Федерации. Я считаю, что это классическая ошибка – нам нечего стыдиться, нет смысла обороняться. Напротив, надо подчеркивать, что граждане России, проживающие на Северном Кавказе, являются мощнейшим форпостом, который противостоит тем угрозам, с которыми сталкивается вся Россия, да и, по сути, весь мир».

Тут и добавить нечего. Другое дело, что в авангарде этого «подчеркивания» как раз и должны идти региональные, кавказские СМИ. И не прости «идти», а наступать, как нас и нацелил вице-премьер Правительства России – полпред Президента в СКФО.

Информационное пространство СКФО необходимо качественно менять, ориентируясь на подачу если не стопроцентно положительной информации, так хотя бы той, которая формировала бы позитивную повестку дня, улучшала социальное самочувствие. Именно СМИ региона должны создавать понятный и привлекательный образ СКФО. Это – во-первых. А, во-вторых, они должны интегрироваться в информационное пространство России – и находиться там отнюдь не на «задворках».

И, главное, этого места кавказские СМИ совсем не заслужили! Просто они редко говорят себе (и своим потребителям) о том, какие они. И тем более – о своих достижениях. Стесняются?..

Хорошо, давайте скажу я! Поедем сверху вниз – по карте…

Ставропольский край. Здесь есть – если на то пошло – ГТРК «Ставрополье». Телекомпания, которая не просто возглавляет Топ-10 самых цитируемых СМИ Ставропольского края (по данным исследований «Медиалогии»), но и делает это впечатляюще: Индекс Цитируемости (ИЦ) у ГТРК – 299,70, а у занявшей второе место газеты «Ставропольская правда» — всего 32,39. Разрыв почти в десять раз.

Но куда важнее другое – их проект «Вести. Северный Кавказ», передача для всех ГТРК СКФО (впрочем, она уходит и «наверх», в Москву), а также Интернет-ТВ «Вести. Кавказ». Миссия этого канала была озвучена при его создании: показать другой Кавказ – мирный, с богатым культурным разнообразием, мудростью вековых традиций, уникальной природой и удивительно талантливыми людьми, рассказать об их ремеслах, быте, обычаях и нравах. Кроме этого, подразумевалось заполнять время вещания передачами каналов холдинга ВГТРК («Россия-1», «Россия-24» и «Культура»), а также выпускать оригинальные программы и он-лайн трансляции, которые зрители смогут увидеть только на этом ресурсе. С последним не задалось, и фактически мы получили просто «онлайн-библиотеку» уже вышедших в «офлайновый» телеэфир сюжетов.

Но попытка-то была! И то, что все не удалось в полном объеме – это не вина, а беда. Причем нас всех.

Кстати, раз уж я все время возвращаюсь к прошедшему Форуму СМИ, то должен заметить, что первый день его работы завершился подведением результатов ежегодного открытого голосования журналистов и сотрудников СМИ СКФО по итогам сезона 2012/2013 гг. «Media Кавказ». И высокие награды получили как ГТРК «Ставрополье» («вице-канал года»), так и автор и ведущая проекта «Вести. Северный Кавказ» Анна Казакова, признанная «Журналистом года».

Карачаево-Черкесия. То, что происходит здесь, эксперты давно называют настоящей медиа-революцией: сначала своя Школа блогеров, потом – Республиканское информационное агентство, затем – структурирование местного радио и активная работа по созданию своего республиканского телевидения. Все – меньше, чем за полгода!

Интересно, что ставка делается на развитие тех СМИ, которых в республике не было. Переформатируются старые СМИ и создаются новые медиа. Причем новые не только потому, что их не было раньше; новые в полном смысле этого слова – интерактивные средства коммуникации.

Судя по всему, то ли еще будет!

Да и есть многое. Например, телеканал «9 волна», который вещает через спутник на всю Россию – и многие его зрители даже не подозревают, откуда он «родом». Оказывается, можно сделать «кавказское телевидение» интересным для всей нашей страны (пусть это даже и музыкальный, развлекательный проект). Главное – задаться целью.

Кабардино-Балкария. Здесь второе дыхание обрели печатные СМИ. Вернее, одно – главное, «Кабардино-Балкарская правда». И как! В сентябре в республике появилось издание «КБП-Неделя». Формат газеты – революционный для республик Северного Кавказа; это – бесплатный социально ориентированный таблоид. Издание еженедельное, тираж – более 30 тысяч экземпляров. Что интересно – и необычный формат газеты; плюс, исходя из того, что ее получают пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, редакция, запуская проект, подобрала шрифт, который легко читается, а также добавила больше иллюстраций.

Можем? Умеем? Да – если захотим!..

А еще здесь живет и работает Владимир Вороков, создатель и бессменный руководитель телекомпании «Нальчик»; реально – человек-легенда, талантливейший режиссер и тележурналист. В январе ему – 78 лет, а он продолжает снимать яркие и самобытные фильмы, которые берут призы по всей России – и дает фору молодым.

Северная Осетия. Здесь сетевые СМИ развиваются давно, бурно и активно. Еще раз упомяну первую общекавказскую премию «Media Кавказ»; в номинации «Интернет-СМИ года» уверенную победу одержал Северо-Осетинский информационный портал «15-й Регион». Эксперты уверяют, что его рейтинг – минимум треть жителей республики.

Нельзя не отметить и ГТРК «Алания». И не только потому, что в рамках местного вещания канала «Россия 24» компания делает ежедневно «канал в канале» о республике. Сегодня «Алания» первой из региональных ТВ-компаний оснащена мобильным оборудованием в формате Full HD; 14-камерная станция позволяет обеспечивать прямые трансляции для любых телеканалов планеты. И, кстати, в рамках прошедшего Форума СМИ ГТРК «Алания» осуществила первую на Северном Кавказе телетрансляцию по сети Интернет при помощи оптоволокна. При трансляции из одного региона в другой использовался мобильный телевизионный комплект формата full HD. В результате трансляция работы Первого Форума СМИ СКФО продолжалась в прямом эфире канала «Россия 24» на всю страну в течение трех часов.

Чем не повод для гордости?

Ингушетия. Здесь я бы назвал сразу два открытия года: во-первых, официально названную таковым, победителя премии «Media Кавказ» – телекомпанию «Ингушетия».

И, во-вторых, очаровательную Лизу Евлоеву – телеведущую упомянутого выше телеканала. Лауреат Всекавказского молодежного форума «Машук», она стала одной из первых девушек с ограниченными возможностями, не побоявшихся трудностей походных условий форума и, будучи в инвалидной коляске, приняла в нем участие, защитила проект «Коллекция одежды для девушек Кавказа с ограниченными возможностями». Дело даже не в том, что она искренне работает в профессии, берет интервью даже у первых лиц государства; своими обаянием, улыбкой и жизнелюбием она дает надежду сотням и тысячам людей с ограниченными возможностями – как минимум из числа тех, кто живет на Кавказе.

Чеченская республика. О бурном развитии СМИ здесь не говорил и писал только ленивый. Я отмечу два момента.

Первое – очень сильное развитие Интернета. И дело здесь не только и не столько в популярности аккаунта Главы ЧР Рамзана Кадырова в социальном фото-сервисе Instagram; например, информационное агентство «Грозный-информ». Честное слово – мне доводилось читать десятки репортажей с одного события (да все с того же Форума СМИ), но самый сильный, глубокий и аналитический текст вышел именно на «ГИ». Неслучайно и «Грозный-информ», и ИА «Чеченская республика сегодня» стали призерами премии «Media Кавказ» в номинации «Информационное агентство года». Оперативность и глубина – оказывается, все это есть на Кавказе!..

Второе – телевидение. ЧГТРК «Грозный» осенью 2013 года снискал себе, пожалуй, все возможные призы: он получил две награды на всероссийском конкурсе спутникового телевидения «Золотой луч» («Выбор прессы» и «Выбор зрителей») и стал «Телеканалом года на Северном Кавказе» по версии премии «Media Кавказ». Вещание на двух спутниках, работа в пакете Google TV в США… многие ли т.н. «большие» российские ТВ-каналы могут похвастаться всем этим? А если нет – откуда тогда такие «пальцы», «понты» и в целом пренебрежительное отношение к СМИ Кавказа со стороны многих журналистов Москвы, Питера и центральной части России? Добились ли они чего-то – еще большой вопрос…

Дагестан. Здесь можно много говорить и о РГВК «Дагестан» (этот кавказский ТВ-канал первым взял «наградную планку» в упомянутом выше «Золотом луче»), и о РИА «Дагестан» (лучшее информагентство Кавказа-2013 по версии премии «Media Кавказ»), но… лучше отметим то, что только здесь одномоментно выходят газеты сразу на 14 языках народов республики!  И не только газеты – еще и литературные и детские журналы, и все это не угасло, а живет, ищет (и находит) новые формы для самовыражения…

Так что – есть оно, медиа-пространство Северного Кавказа; есть сильные СМИ-лидеры, есть яркие журналисты и целые творческие коллективы. Все есть! Просто иной раз не хватает четкой задачи, амбициозного плана, общей цели – как на уровне одной республики, так и всего региона. И (о чем я уже писал выше) признания – и у себя на Родине, и во «внешнем» мире. Думаю, еще с десяток побед в общероссийских творческих конкурсах – и о самобытности и уровне кавказских СМИ больше не будут спорить. Будут признавать и отдавать должное.

Есть, конечно, вопросы относительно того «А судьи кто?», но это пока к делу не относится; кто ищет – тот всегда (рано или поздно) найдет свою «золотую жилу». Главное – стараться, работать – для себя и своего региона, своего читателя/слушателя/зрителя. А все остальное придет. Особенно если коллеги научатся себя правильно «упаковывать», подавать и «продавать» для внешнего потребителя…

Но это уже совсем другая история…

Александр Малькевич

Источник: www.riakchr.ru

Profile

amalkevich
Александр Малькевич

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek