?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Коллеги из «ЖурДома» попросили поделиться мнением насчет бушующих телевизионных страстей перспектив развития общественного телевидения в регионах. Набросал свое видение предстоящих перемен, если они все-таки случатся. 
Тезисно: 
Я – убежденный сторонник того, что в регионах нужно, я бы даже сказал – жизненно необходимо СВОЕ телевидение.
Отрицать реалистичность создания общественного телевидения не приходится. Президент страны Дмитрий Медведев ждет проект ОТВ к 1 марта, а 7 мая готов подписать закон о нем.
Тема финансирования, на мой взгляд, основная среди всех проблем возникновения российского общественного телевидения.
Я изнутри, на деле знаком с работой общественного ТВ и потому уверен, что модель телеканала «ВОТ!» хороша, но не применима для всех регионов. 
Российский общественный канал нужен и, если он все-таки будет создан, я считаю, что в регионе должны присутствовать местные темы.
Три модели для регионов возможны: областной кабельный общественный телеканал, ежедневное «общественное окно» в эфире существующего регионального ТВ или врезки в режиме единого окна для регионов на созданном федеральном ОТВ.
Но при любой из выбранных моделей, я не вижу в нынешних условиях положительного исхода. Препонами для каждого варианта развития станут отсутствующие на местах новые кадры и способы финансирования регионального телеканала.

Общественное телевидение «на местах»: реалистичная фантазия

Начну с того, что я – убежденный сторонник того, что в регионах нужно, я бы даже сказал – жизненно необходимо СВОЕ телевидение. Местное. Региональное.

Любому федеральному каналу, будь он частным, государственным или общественным, региональная специфика чужда. Вещание центральных каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, и только местные телеканалы дают информацию и поднимают разнообразные проблемы именно своего региона. В масштабах всей страны местная новость в большинстве своем теряет свою значимость и актуальность, что вполне закономерно и оправдано. Жителям Новгорода вряд ли будут интересны «вести с полей» Екатеринбурга – и наоборот. По подсчетам специалистов, информационные программы федеральных телеканалов сегодня отводят не более 13-18% от общего объема вещания на освещение региональной тематики. И какой?! Как это принято «у больших», «с душком», «сенсационной», но это – это тема отдельного разговора…

Еще год назад разговоры об общественном телевидении были отчасти утопичны и эфемерны, сегодня же отрицать реалистичность создания общественного телевидения не приходится. Президент страны Дмитрий Медведев ждет проект ОТВ к 1 марта, а 7 мая готов подписать закон о нем. Одновременно с этим вокруг его создания по-прежнему много спорят. 

Согласен: ОТВ в России необходимо. Мы все хотим, чтобы существовал никем не ангажированный телеканал, где будут представлены все возможные взгляды и мнения. Открытым остается вопрос, как реализовать его в российских реалиях, чтобы создатели ОТВ не наступили на существующие «грабли». Сегодня до конца никому не ясно, в чем принципиальная новизна программной сетки телеканала, и кем (и как) он будет финансироваться. Глава государства, заявив об ОТВ, подчеркнул, что новое телевидение должно быть без рекламы, не финансироваться государством и абонентской платой граждан.

Тема финансирования, на мой взгляд, основная среди всех проблем возникновения российского общественного телевидения. В мире существует всего два способа: оплачивает телевидение либо зритель, либо спонсор. Поскольку полтора из двух возможных вариантов Дмитрий Медведев исключил, единственно возможным остаются только инвесторы: предприятия, фонды. Но даже без этого уточнения мы хорошо понимаем, что зрители в нашей стране не готовы и не будут платить, а ангажированное государством ТВ – давно существует. Инвестирование же предприятиями теоретически возможно, но вопросов к этому не меньше. Добиться неподкупности со стороны спонсора можно только при условии наличия множества предприятий, которые и будут финансировать ОТВ. Но сложно представить хорошо организованный совет учредителей из представителей ста этих организаций.

С другой стороны, отвлекаясь от проблем ОТВ, могу сказать, что мне хорошо знакома работа общественного телевидения. Я два года был главным редактором петербургского кабельного телеканала «Ваше общественное телевидение!» («ВОТ!»). Никакого развлекательного контента, все передачи в прямом эфире с приглашенными гостями, а сетка вещания «выстраивается» по тематическим линейкам. Модель этого телеканала мне кажется весьма реалистичной – для мегаполиса, но не для небольшого региона или наоборот, всей страны.
Формат телеканала «ВОТ!» – это прямой эфир со множеством звонков в сочетании с максимальным плюрализмом мнений, который выражается, прежде всего, через позиции телеведущих. Каждый из них закрывает различные спектры политической и общественной жизни. У каждого – свое время в эфире, куда они приглашают близких по духу гостей и обсуждают интересные им темы. Этот вариант исключает возможность контроля над развитием темы и самого разговора. Но в то же время зрители всегда знают, что во вторник с восьми до девяти вечера говорят о медицине, а в среду, например, поднимают темы ЖКХ.

Реальность региональной телевизионной жизни далека от общефедеральных проблем. На центральных телеканалах зрители в «общественном» эфире смогут увидеть известных политиков и послушать их дебаты, но добиться чувства сопричастности, которое ценят зрители, можно только за счет региональной составляющей. Эффект успешного развития местного телевидения складывается из стремления потребителя медиа-продукта получить информацию о своем регионе и участвовать в «процессе производства».

Другими словами, если считать, что жители каких-то регионов не слышат о своих проблемах в эфире традиционных СМИ, которые их замалчивают, то резонно предположить, что задачей регионального общественного телевидения будет очевидная нацеленность на непредвзятость. В эфире нового телеканала журналист будет говорить правду и только правду. Но мне и сегодня сложно представить традиционный телеканал в регионе, который может позволить себе такую роскошь, как не освещать что-либо, уходить от острых тем.

Почему? Ответ прост: полноценный круглосуточный телеканал с собственным стопроцентным программированием, каковым является и Новгородское областное телевидение, при таком объемном вещании «зачахнет», не прожив и полгода, если будет отказываться от информационных поводов. В регионах, в отличие от мегаполисов, количество тем и событий всегда ограничено. Новости не приходится выбирать, поэтому в эфире нашего телеканала освещается всё, что происходит в Новгородской области. В маленьком городе журналисты просто физически не могут пройти мимо острых тем, о которых говорят все их соседи; один-два раза пойдешь на такое – и тебя перестанут смотреть.

Мы понимаем, что российский общественный канал нужен и, если он все-таки будет создан, я считаю, что в регионе должны присутствовать местные темы. Но создавать отдельно региональное общественное телевидение возможно только в мегаполисах, располагающих большим количеством тем и гостей. В большинстве субъектов РФ, небольших регионах, таких как Новгородская область, заполнять программу передач будет нечем. Выходом, на мой взгляд, могут стать три возможных варианта развития общественного ТВ «на местах».

Первый – создать в областном центре кабельный общественный телеканал, построенный на разговоре в прямом эфире. Зритель всегда сможет включиться в разговор, выразить свою позицию и познакомиться с мнениями других на эту тему. Второй, менее затратный способ – ввести врезки общественного телевидения на платформе существующего регионального телеканала, использовав всем знакомую комбинацию «газета в газете» (проще говоря, некое ежедневное «общественное окно» в эфире существующего ТВ). Или на созданном федеральном ОТВ сделать врезки в режиме единого окна для регионов. На территории всей страны в одно и то же время будет идти местное вещание. Последний, мне кажется, более реалистичным. Такой вариант, помимо всего прочего, будет развивать внутреннюю конкуренцию между региональными телеканалами.

Но при любой из выбранных моделей, я не вижу в нынешних условиях положительного исхода. Препонами для каждого варианта развития станут отсутствующие на местах новые кадры и способы финансирования регионального телеканала.

Во-первых, единственным источником существования для регионального ОТВ может быть только жестко установленный сверху донизу указами главы государства некий консорциум местных бизнесменов, состоящий из 20-50 предприятий. Но кто сможет собрать их вместе, организовать их работу, посадить за стол переговоров, убедить, в конце концов, вложиться не только в выборы, «социальную ответственность бизнеса» и пр., но еще и в общественное ТВ? Во-вторых, общественное телевидение априори предполагающее новый взгляд на журналистику, разумеется, должно создаваться силами новой команды. Но если в регионе работают 10 операторов, занятых в традиционных СМИ, то других не будет при любых бюджетах. Либо развивать новое телевидение будут журналисты, остающиеся долгое время без работы, позиционируя себя неподкупными и неугодными власти. Однако с их приходом вся эта идея будет попросту похоронена и превратится в фарс.

Учить? Да, можно, нужно и необходимо. Но снова – «а судьи кто?»: кто будет учить? Те, кто сами давно уже не способны ни на что в профессии? Вопросов много, хотя большая часть из них вполне решаема. Нужна лишь политическая воля (она, как мы видим, есть), финансирование на start-up и некий «пилотный проект» для отработки всей затеи.

Что ж, на региональном уровне таким «пилотом» вполне могло бы стать Новгородское областное телевидение. Заявляю ответственно: мы – готовы. Будут идеи – обращайтесь.

Александр Малькевич (Генеральный директор Новгородского областного телевидения), специально для ЖурДома

Comments

amalkevich
Feb. 12th, 2012 05:38 am (UTC)
Разберемся) Хотя я ни в какие группы никого не вносил))
amalkevich
Feb. 19th, 2012 09:31 am (UTC)
Тема не затухает)
Рабочая группа на базе Минкомсвязи подготовила предложения по созданию в России общественного телевидения. Агентство «Финмаркет» со ссылкой на источник в администрации президента опубликовало некоторые подробности проекта Общественного телевидения, которые на следующем заседании рабочей группы намерено отстаивать Минкомсвязи, чтобы вскоре представить готовую концепцию главе государства.

Что предлагает Минкомсвязи

Вопрос финансирования Общественного телеканала в проекте Минкомсвязи предлагается решить за счет целевого капитала, который будет формироваться из пожертвований от физических и юридических лиц. Рабочая группа решила отказаться от финансирования за счет абонентской платы (так как в России телевидение традиционно бесплатное), коммерческих доходов (ввиду негативного отношения значительной части населения к рекламе), бюджета или крупных бизнес-структур (из-за риска утраты независимости).
По предварительным расчетам ведомства, для создания телеканала потребуется 1 млрд рублей.

Руководить телеканалом будет главный редактор, он же главный директор, а контролировать его работу будет совет по общественному телевидению. В проекте Минкомсвязи предлагается, чтобы кандидатуры в этот совет представляли президент, парламент и традиционные религиозные конфессии.

Планируется, что телеканал будет новым, его создадут без привлечения ресурсов уже существующих федеральных телеканалов, что он будет общедоступным и бесплатным, а специализироваться будет на программах общественно-политического характера.

Президент международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко, также входящий в рабочую группу, сказал «Газете.Ru», что, по его мнению, представители религиозных конфессий в совете общественного телеканала не нужны и что он считает правильным следующий порядок формирования совета: трех человек представляет президент, трех – Госдума, трех – Совет федерации и девятерых – Общественная палата. При этом члены совета не должны быть сотрудниками администрации президента, депутатами Госдумы, сенаторами или членами Общественной палаты.

По мнению Лысенко, главная проблема рабочей группы в настоящий момент – это стремление создать Общественное телевидение в кратчайшие сроки, что создает некоторый хаос в деятельности группы и в итоге может привести к тому, что проект будет создан, чтобы все желающие могли поставить себе в заслугу создание в России Общественного телевидения, а через год закрыт как провальный.

Проект не продуман, и непонятно, как будет реализовываться без подготовки, на которую необходимо больше времени, чем выделено рабочей группе, говорит Лысенко.
«Наконец, в свете предстоящих выборов президента есть еще одна странность в работе по спешному созданию Общественного телевидения. Мы сейчас по-быстрому кроим пальто, которое заказал один человек, а носить его будет совсем другой. Вам не кажется это странным?» – вопрошает эксперт...

Profile

amalkevich
Александр Малькевич

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek